Бесплатно со всех стационарных и мобильных телефонов в Украине

Фулфилмент – что это значит, как работает в украине и как разобраться?

Любому начинающему интернет-магазину было бы гораздо легче расширить свой бизнес и увеличить продажи, используя фулфилмент. Но даже не все самые опытные коммерсанты, много лет торгующие в интернете, знают об этой логистической услуге и об этом слове в принципе.

ЧТО ТАКОЕ ФУЛФИЛМЕНТ?

Это новое слово в логистике Украины, которому нет аналога в русском и украинском языках. Однако в мировой практике электронной коммерции фулфилмент, как логистическая услуга работает уже больше двух десятков лет, помогая развивать торговлю и увеличивать продажи мелких магазинов и крупных виртуальных торговых площадок.

Дословный перевод английского «Fulfillment» – полное выполнение. Применив эту сухую формулировку к логистике и электронной коммерции, уже становится понятно, что услуги фулфилмента – это некий аутсорс сторонних компаний, которые берут на себя все логистические операции, причем в полном объеме.

  • Хранение на складе.
  • Обработка и комплектация заказов.
  • Упаковка и доставка.
  • Получение оплаты.
  • Обработка возврата.
  • Колл-центр.

Фулфилмент освобождает продавца от комплектации, упаковки и доставки заказов. Интернет-магазин же концентрирует свои силы на раскрутке бренда или самого себя, на улучшении качества обслуживания и расширение ассортимента. Именно поэтому считается, что интернет-магазину легче стать на ноги, воспользовавшись фулфилментом.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

  • Интернет-магазины любой специализации. Исключение: лекарства, скоропортящиеся продукты или с пограммовой фасовкой, некоторые ювелирные изделия и прочие товары, требующие особых условий хранения и реализации.
  • Производители и оптовые поставщики, работающие в офф-лайн режиме и реализующие свою продукцию через сеть розничных интернет-магазинов и реальных ритейлеров.
  • Крупные экспортеры и импортеры, желающие ускорить, упростить и удешевить логистику.

ФУЛФИЛМЕНТ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ОПТОВЫХ ПОСТАВЩИКОВ

Особенность этой новой логистической услуги в комплексном охвате всей товарной логистики. Для производителей и оптовых поставщиков – это альтернатива собственного склада готовой продукции или оптовой базы, откуда порциями отгружается товар розничным продавцам. В этой схеме выигрывают все.

  • Поставщик (производитель) освобождается от необходимости содержать склад, складскую технику и персонал. Ему не нужно вести учет множества отгрузок и решать массу логистических задач.
  • Ритейлер (интернет-магазин) уверен в наличии товара на складе и в оперативности доставки. Продавец экономит на собственном складе и транспортировке товара. Он освобожден от контакта с покупателем по вопросам доставки и возврата, концентрируя все свои силы на маркетинге и продвижении товара.

Залог экономического роста – разделение труда и развитие каждого звена в своей сфере. Фулфилмент – наглядная демонстрация этого фундаментального закона экономики. Производитель концентрируется на производстве и улучшении качества продукции, продавец совершенствует маркетинговую стратегию, а фулфилмент-центр доводит до совершенства искусство логистики.

Высокая скорость обработки заказов – это не только удовлетворенность покупателей и увеличение продаж. Это и огромная экономия на логистических расходах и этого не могут себе позволить обычные поставщики или интернет-ритейлеры, работающие с собственного склада.

Одна американская фулфилмент-компания потратила сотни тысяч долларов на IT-услуги для модернизации своего ПО только лишь для того, чтобы скорость обработки одного заказа увеличилась всего на полсекунды. В общей массе время обработки суточного потока сократилось на несколько часов. Это окупилось с лихвой в первый же год работы на новом ПО. Для интернет-магазинов – это ускорение доставки, довольные покупатели и увеличение продаж.

ФУЛФИЛМЕНТ В УКРАИНЕ

В нашей стране такие логистические услуги не настолько развиты, как в Америке или Европе. В Украине всего несколько транспортных компаний, которые предоставляют на украинском рынке комплексную услугу фулфилмент + склад: «Новая Почта», «Zammler», «Denka Logistics» и «Raben». Их клиенты – крупнейшие интернет-площадки, такие как «ROZETKA», «АЛЛО» и др. В конкуренции с крупными логистическими центрами работают на украинском рынке фулфилмента и более мелкие компании, такие как «Майбокс Логистикс», «Чердак Фулфилмент» и многие другие.

Мелкие посреднические фулфилмент-центры, работающие без склада, берут на себя всю логистику и взаимодействие с клиентами интернет-магазинов.

  • Доставка товара от оптовика, минуя розничный интернет-магазин, принявший заказ.
  • Комплектация, упаковка и маркировка заказа.
  • Заполнение гарантийных талонов.
  • Выписка накладных и товарных чеков.
  • Получение оплаты от покупателя.
  • Организация возврата товара и денег при отказе от покупки.
  • Консультации через колл-центры.

Фулфилмент предполагает не только логистику, но и взаимодействие с покупателем. Это финансовые взаимоотношения и грамотное консультирование по телефону. Колл-центр консультирует не только по доставке и оплате заказа, но и по техническим характеристикам заказанного товара.

КАК РАБОТАЮТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ В УКРАИНЕ?

Виду слабой развитости в нашей стране фулфилмента большинство мелких интернет-магазинов и торговых площадок среднего масштаба до сих пор работают по одной из классических схем.

  • Дроп-шиппинг – прямая поставка от оптовика или производителя к конечному покупателю, минуя розничного продавца, принявшего и оформившего заказ.
  • Кросс-докинг – отправка заказа покупателю со склада розничного продавца, который может держать у себя складской запас или получать товар от оптовика по мере поступления заказов.

Такие схемы эффективны, но до определенного момента, пока интернет-магазин в силах самостоятельно обрабатывать заказы:

  • хранить у себя товар и упаковывать его;
  • доставлять заказы своими или сторонними курьерами;
  • вести учет в примитивных программах вплоть до таблиц Excel.

Но продажи либо выходят на плато, либо вовсе начинают скатываться вниз, достигнув своего пика. Это означает, что интернет-продавец исчерпал свои логистические ресурсы и не способен обрабатывать большее количество заказов.

Спад продаж в этой ситуации – не редкость. Недовольство клиентов медлительностью, неповоротливостью, путаницей в заказах и отказом из-за выявленного отсутствия товара – верный путь к потере доли рынка. Спасти такой интернет-магазин может фулфилмент, а именно передача всей логистики в аутсорс сторонней службе.

КОГДА ВЫГОДНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ФУЛФИЛМЕНТОМ?

Каждый интернет-магазин проходит определенные этапы развития в зависимости от объемов продаж. В плане логистики объем торговли лучше отобразить не в деньгах, а в суточном количестве заказов.

Существует простая схема для определения рентабельности сторонней логистики.

Количество заказов в деньПотребность в фулфилменте
менее 50нерентабельно
от 100выгодно
более 3000обязательно

В таблице специально стоят формулировки «нерентабельно» и «выгодно», ведь фулфилмент – это не только освобождение человеческих ресурсов интернет-магазина, но и немалая экономия при большом потоке заказов.

Работая на начальном этапе развития по кросс-докинговой или дроп-шиппинговой схеме, интернет-магазин – это склад, он же офис, он же шоу-рум. На этапе свыше ста заказов в день придется арендовать складские помещения, нанимать персонал и покупать специальное ПО, без которого вы попросту не сможете вовремя отгружать товар, погрязните в путанице и полном хаосе.

Отдать логистику на аутсорс – значит поделиться долей заработка, а это всегда болезненно для любого коммерсанта. Отсюда неуверенность в эффективности фулфилмента и нежелание работать по такой схеме. Но большинство интернет-магазинов при оценке рентабельности сторонней логистики забывают посчитать массу факторов, отнимающих у них внушительные ресурсы. Это большие накладные расходы, которые ложатся тяжелым балластом в сезон затишья или когда интернет-торговля сезонная (предновогодняя, летняя и т.п.).

Кроме прямых затрат на аренду склада и зарплату персонала, есть еще множество косвенных расходов.

  • Обслуживание и апгрейд ПО (работа программистов, покупка обновлений и т.п.).
  • Амортизация складского и компьютерного оборудования.
  • Стоимость хранения и всех возвратов товара.
  • Затраты на упаковочные и прочие расходные материалы.
  • Работа с персоналом (текучка, отсутствие необходимо количества работников склада в пиковые нагрузки и пр.).
  • Комиссия за кассовое обслуживание.

Последний пункт в этом списке тоже относится к фулфилменту. Сторонняя логистическая компания принимает на себя обязательства не только в вопросах доставки и хранения заказов, но и получения от покупателя оплаты и возврата ему денег при отказе от товара.

Фулфилмент экономит каждую копейку, которая в годовом обороте заказов превращается в сотни тысяч. Даже сравнительно небольшая банковская комиссия в пару гривен за каждый заказ на всем объеме товарооборота обернется для интернет-магазина огромной суммой, которую можно пустить в оборот или на развитие бизнеса.

ОПЛАТА УСЛУГ

Цены на услуги фулфилмента обычно сформированы по одному из трех методов.

  • Ежемесячный абонемент. В рамках выбранного пакета услуг клиент оплачивает фиксированный тариф. Количество обрабатываемых заказов и складских мест не превышает предусмотренного тарифным планом объема.
  • Фиксированная плата за каждый заказ. Такой пакет включает в себя выбранный перечень услуг (комплектация, упаковка, оформление бумаг, прием оплаты и т.п.). Тариф не зависит от физического объема заказа и от его стоимости.
  • Процент от продаж. При такой тарификации фулфилмент-центр оставляет себе оговоренную долю от всех полученных от покупателей оплат за доставленный товар. Возможны и иные схемы долевого участия в бизнесе.

ВЫБОР ФУЛФИЛМЕНТ-ЦЕНТРА

Тарифы и пакты услуг – главные критерии. Мы привели практически все статьи расходов, которые сокращаются или вовсе устраняются при передаче логистики интернет-магазинами и крупными оптовыми поставщиками на аутсорс. Выберите наиболее подходящий для вас набор услуг и сравните все свои затраты с ценами фулфилмент-центра в зависимости от объемов своих продаж.

Второй важный критерий – расположение главного склада. Фулфилмент – это высокая скорость доставки. Логистический центр должен быть в удобном месте, чтобы доставка не занимала больше суток, а лучше день в день. В Украине для этого более всего подходит Киев, как столица и сплетение всех транспортных артерий. Но не менее привлекателен и центр страны. Так все больше открывается фулфилмент-центров в Днепре и в других крупных городах центральных регионов.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ФУЛФИЛМЕНТА

В конце статьи подытожим все преимущества и недостатки фулфилмента, сравним его с классической, но морально устаревшей логистической схемой, основанной на собственных складах.

ПреимуществаНедостатки
Экономия на накладных расходах (аренда склада, зарплата персонала, оборудование, ПО и пр.)
Упрощение и ускорение обработки заказов с увеличением объемов продаж.
Складской запас товара – достаточный и постоянный.
Моментальная отгрузка прямо со склада.
Колл-центр – консультации покупателей по доставке и характеристикам товара.
Прием оплаты и возврат денег – экономия на банковской комиссии.
Нет свободного доступа. Владелец интернет-магазина не может контролировать товар на складе в любое удобное для него время.
Ошибки в заказах из-за незнания персоналом склада специфики товара.
Документооборот – накладные и другие первичные документы выдают не ежедневно.
Гарантированный платеж даже при минимальном количестве товара на складе (при фиксированном тарифе).

ФУЛФИЛМЕНТ ИЛИ СОБСТВЕННЫЙ СКЛАД

ФулфилментСвой склад
Оплата только за место, занятое под ваш товар.Работа без выходных и праздников.Автоматизация процессов комплектации заказов и складского учета.Одинаковый темп работы вне зависимости от сезонных пиков.Свободное время для развития бизнеса и увеличения продаж.Оплата аренды даже пустующего склада во время сезонного спада.Подбор, обучение и контроль персонала. Зарплата, больничные, отпускные и мотивация.Недостачи, пересортицы и ошибки в комплектации заказов из-за слабо организованного учета.Увеличение сроков доставки в сезонный пик из-за нехватки ресурсов и персонала.Магазин не развивается, не ищет новые идеи и ниши, ведет слабый маркетинг из-за большой концентрации на логистике.

Фулфилмент – это не просто удобная связь между производителем, продавцом и покупателем. Это торговая логистика нового поколения. Те, кто «не сядут в этот стремительно набирающий скорость поезд», попросту останутся за бортом рынка. Фулфилмент – это огромные перспективы для внутренней торговли и легкий способ выйти на мировой уровень.